понедельник, 22 февраля 2016 г.

Одеться как Умберто Эко

ШЛЯПА (1)
Родина Эко – одновременно и родина шляп борсалино, и потому широкополая черная шляпа – один из любимых аксессуаров профессора. 

ГАЛСТУК (2)
Умберто Эко, как и приличествует итальянскому профессору, придерживается строгого костюмного дресс-кода. Несмотря на периодические эксперименты с необычными галстучными расцветками, его любимый галстук – темный в мелкий горох. 

МАРТИНИ СО ЛЬДОМ (3)
Эко как-то пошутил, что его личная утопия состоит в том, чтобы в каждом городе мира был бар, где ему предлагали бы его любимый мартини со льдом.  
СПИЧКИ MINERVA
дали название циклу статей Умберто Эко в журнале «Эспрессо» – по легенде, он начал писать их на спичечных коробках. Впоследствии были изданы отдельной книгой и переведены на русский. Нужда в спичках отпала у Эко, когда он бросил курить. Но бренд «Минерва» вместе с книжкой угодил в историю.  

СИГАРЕТЫ (4)
Уже давно Эко отказался от табака, но элегантный мундштук в уголке рта или незажженная сигара – по-прежнему важный элемент образа. 

ТРОСТЬ (5)
Символ не столько немощи, сколько зрелой мудрости и утонченного стиля. 

Очки и шляпа – непременные атрибуты интеллигента в советском сознании ХХ столетия. Умберто Эко как раз настоящий интеллигент. Но – итальянский, а потому и шляпа у него не простая. Дело в том, что родился этот персонаж в 1932 году в городке Алессандрия, в провинции Пьемонт. Основным градообразующим бизнесом города было производство легендарных шляп борсалино. Не удивительно, что жители Алессандрии отличаются едва ли не врожденным умением носить эти роскошные шляпы. 


Как другие северные итальянские провинции, Пьемонт накладывает на своих жителей отпечаток рассудочности и относительной по сравнению с южанами флегматичности темперамента. Эко сам не раз подтверждал это в своем творчестве и жизни: «Некоторые элементы остаются в качестве основы моего видения мира: скептицизм и отвращение к риторике. Никогда не преувеличивать, никогда не делать напыщенных ­заявлений». 

Подобно своим коллегам Борхесу и Гарсиа Маркесу, Эко утверждает, что огромное влияние на него оказала бабушка. «Женщина, абсолютно ничего не понимавшая в культуре, но обожавшая читать. Она давала мне удивительные книги: Бальзака, Толстого – или совсем ужасные, потому что не видела между ними ­никакой разницы». 

Как это нередко бывает с писателями, после школы Эко поступил на факультет права по настоянию отца. И, разумеется, бросил его, чтобы заняться средневековой философией и ­литературой. 

Умберто Эко – флейтист и жонглер словами, ученый и философ, практикующий католик и социал-демократ, автор и издатель, писатель и переводчик, светский интеллектуал и журналист, путешественник и провинциал, структуралист и антиструктуралист, моралист и юморист, белая ворона и звезда, юноша и юбиляр – часто детали мозаики Эко ­оборачиваются противоположными сторонами. Но если говорить об образе, имидже Умберто Эко – а именно к нему мы и подбираемся сквозь биографию, – то он прежде всего профессор. Бюрократический образ профессуры (присутствие на факультете, исполнение обязанностей, галстук) соединяется в Эко со знаменитым пьемонтским «духом службы». Поэтому ничего удивительного, что Эко чаще всего можно увидеть в костюме и при галстуке. Правда, костюм профессора и костюм банкира – совсем не одно и то же. Эко, может быть, и не «безумный профессор», но некоторые веселые детали вроде странноватого выбора цвета галстука или оригинального вязаного жилета бывают. При этом они неизменно выдержаны в рамках элегантности – все же мы имеем дело с ­итальянцем. 

Лето Эко проводит в поместье XVII века около Римини. Остальное время – в миланской квартире. У профессора огромная библиотека, около 50 тысяч томов. Несмотря на любовь к разного рода каталогам, списка этих книг у Эко не суще­ствует. «Когда секретарша хотела каталогизировать библиотеку, я попросил ее не делать этого. Мои интересы постоянно ­меняются, и библиотека ­вместе с ними». 

Эко долго славился неумеренным курением – в день по несколько десятков сигарет, которые он одно время предпочитал скручивать сам. Но с 2007 года профессор отказался от табака и лишь постоянно мусолит в уголке рта незажженную сигару. В одной из своих заметок на картонках от спичек «Минерва» (цикл статей для журнала Espresso) Эко заметил, что «если в вашей жизни ничего не меняется, вы идиот». У Эко все постоянно меняется. Даже его лицо бывает гладко выбритым, а порой украшено благородной седой бородой. 

Некоторые склонны интерпретировать бороду Эко, вкупе с его шляпой, как отсылку к классическому иудейскому образу. Однако с тем же успехом можно было бы связать бороду с политическими воззрениями профессора. Именно борода стала символом свободолюбия для итальянских республиканцев в XIX веке (в те годы Гарибальди экспортировал моду на бороды в Латинскую Америку, где она – в том же политическом контексте – дожила до времен Кастро). Эко наверняка об этом знает – он вообще знает ужасно много. Но, возможно, именно в этом случае борода – это просто борода. Она ему идет. 



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.